Выхлопные устройства (улитки) приводных ГТД

Практически все газоперекачивающие агрегаты ( ГПА) с приводами от ГТД укомплектованы выхлопными улитками сварной конструкции, многие из которых разработаны более 35 лет назад.

Незначительная модернизация выхлопных улиток, проведенная за годы эксплуатации, не устранила основные недостатки этих важных узлов ГПА:

  • поломка (разрушение) ребер и стержней внутреннего тракта улитки;
  • трещины по внутреннему корпусу и наружному кожуху улитки;
  • температурные деформации (коробление) трактовой части.

Учитывая, что все недостатки конструкции сварных выхлопных улиток наиболее часто проявляются в осенне-зимний период – период интенсивной эксплуатации ГПА и наиболее неблагоприятный с точки зрения выполнения ремонтных работ, повышение надежности улиток является важным фактором нормальной эксплуатации всего агрегата.

Качественный ремонт сварной улитки без съема с агрегата невозможен. Для демонтажа улитки, с целью выполнения ремонта, необходимо демонтировать выхлопную трубу, шумоглушитель и выхлопное устройство. Все эти работы можно произвести только на выведенном из эксплуатации в ремонт агрегате.

Одним из реальных направлений, позволяющих решать проблему снижения затрат на эксплуатацию современных ГТУ, является организация отвода выхлопных газов приводного ГТД с использованием выхлопного устройства (ВУ) с цельнолитым силовым корпусом, в конструкции которого полностью исключены концентраторы напряжений в виде многочисленных сварных швов, неизбежных при изготовлении ВУ из листового материала.

ООО «Самарские Турбомоторы» разработало  конструкторскую документацию на ряд современных выхлопных устройств для газотурбинных двигателей мощностью от 6 до 25 МВт и изготовило несколько выхлопных устройств: 11СТМ.900.000 для  ГТД, НК-36СТ (фото 1,2), 16СТМ.900.000 для ГТД НК-16СТ  (фото 3,4)  и выхлопную улитку 14СТМ.900.000  для ГТД НК-12СТ и НК-14СТ (фото 5).

 Газоотводящий канал (газосборник выхлопных улиток) выполнен в виде литой силовой конструкции из аустенитного чугуна с шаровидным графитом марки ЧН20Д2Ш.

Фото 1. Улитка 11СТМ.900.000

Фото 2. Улитка 11СТМ.900.000

Фото 3. Улитка 16СТМ.900.000

Фото 4. Улитка 16СТМ.900.000 в составе ГПА-Ц-16

Фото 5. Цельнолитой газосборник улитки 14СТМ.900.000

Конструкция улиток обеспечивает ресурс равный ресурсу ГПА с минимальным объемом работ по техническому обслуживанию.

В настоящий момент:

  • улитка 16СТМ.900.000 эксплуатируется с декабря 2013г. на КС Ныдинского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск»  в составе ГПА-Ц-16  №43 с наработкой более 30 000 час. без замечаний;
  • улитка 14СТМ.900.000 эксплуатируется   с марта 2016г. на КС № 3 Балашовского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Саратов»  в составе         ГПА-Ц-6,3 с наработкой более  25 00  час. без замечаний.